Инспектор по... (cordedkrieg) wrote,
Инспектор по...
cordedkrieg

Sakuradzaka Hiroshi "All you need is kill"

Лето — что на книжном, что на кино рынках — пора большей частью мертвая, покрытая пеленой жаркой скуки. Издатели и прокатчики обычно берегут громкие премьеры на осень, когда отдохнувшие покупатели-зрители вернутся из отпусков. Тем неожиданней, что премьера одного из самых успешных, интересных, захватывающих фильмов 2014-го пришлась на июнь месяц.
Антон Долин — штатный кинокритик в «Вечернем Урганте» — даже удивился, мол, «летние блокбастеры — это же такая штука рискованная, странная: кажется, что фильм будет ерундой; честно не считал, что «Грань будущего» с Крузом будет чем-то хороша, но фильм сильно впечатлил» (http://www.youtube.com/watch?v=gaY0D7jfl-s). В рецензии на «Вести FM » Долин был более сдержан, назвав фильм «адекватным развлечением за деньги, которых не жалко на него потратить» (http://radiovesti.ru/article/show/article_id/138414). Но отечественный зритель проголосовал ногами, заполнив кинотеатры попкорном, а сайты восторженными отзывами. Эстеты, конечно, пинали ленту и за вторичность, вспоминая «День Сурка», «Тихоокеанский рубеж», «Исходный код» и т.д., и за слишком уж слащавенький, голливудский хэппи-энд.
Но фильм, учитывая его развлекательность, действительно вышел хорошим: неизменно обаятельно-брутальненький Том Круз, не менее брутальная и еще более обаятельная Эмили Блант, кровожадные мимики, забористый острый сюжет, 178 миллионов долларов бюджета и на выходе — кино, способное держать в напряжении добрых два часа. От развлекательной ленты, в принципе, большего и не требуется.
К сожалению, не многие зрители знают, что «Грань будущего» снята по мотивам книги японского автора Хироси Сакурадзаки. Тысячи три с половиной знают. По крайней мере, так считают в издательстве «Центрполиграф». Хоть и выпустившим книгу, но, по коммерческим причинам, изменившим оригинальное название на киношное. При этом потерялась игра слов: роман называется «All you need is kill», отсылая к хиповскому лозунгу «All you need is love», позаимствованному из песни The Beatles.
Мир, который создал Сикурадзака, действительно далек от хиповской философии: планету атаковали мимики — посланники инопланетной цивилизации, захватывающей миры, высасывающей ресурсы; мимики безжалостны: все, что им нужно убивать людей, извести человечество под корень, подготовить планету к приходу хозяев. Справиться с подобной ордой, можно единственным способом: самому стать машиной для убийств: холодным, безжалостным механизмом, идущим от смерти к смерти.
Но человечек, даже заключенный в экзоскелет, намного слабее мимиков; тратить годы на обучение солдат нет возможности, а пришельцы наступают, уничтожая города и страны, ввергая мир в Темные века, когда даже кофе становится невиданной роскошью.
Тогда на помощь человеку, совершенно случайно, приходит эффект «временной петли», в которой можно возрождаться десятки раз, оттачивая боевое мастерство, превращаясь в необходимую машину без жалости и страха. А когда к ставшему таким воином Кейдзи Кирии прибавляется легендарная и безжалостная воительница Рита Вратаски, то атака мимиков обречена на провал.
«All you need is kill» лишена художественных изысков: язык прост: без причастных и деепричастных оборотов, нет многостраничных описаний природы или места действия, отсутствуют глубокомысленные философские размышления о Небе Аустерлица. Все элементарно, Ватсон: рубленные фразы, описывающие действия и внутренние переживания героев: увидел, побежал, упал, отжался, выстрелил, встретился с товарищем, поговорили, побежали дальше. Однако, Сикурадзаке удается создать объемную картинку повествования, превратить персонажей в героев с характерами.
Упрощенность «All you need is kill» можно объяснить, с одной стороны, общими свойствами японского мироощущения, с другой, изначальным жанром произведения. В оригинале «All you need is kill» — это ранобэ: роман с большим числом иллюстраций, ориентированный на подростково-молодежную аудиторию. Это ни в коем случае ни комикс или аниме, но все же произведение серьезной литературы (в английском аналог ранобэ носит название light novell (легкий роман).
Но «All you need is kill» не так проста, как кажется. Имя главного героя Кирия отсылает к Ки́рие эле́исон/эле́йсон (греч. Κύριε λέησον , Господи, помилуй) — молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении (как песнопение) в исторических церквях. В католичестве входит в начальные этапы мессы, а в православии — завершает богослужение. Богослужебный устав предусматривает троекратное, 12-кратное, а в ряде случаев 40— и 50-кратное повторение этого призыва (например, на вечерне). Согласитесь, очень интересная аллюзия для героя, обреченного раз за разом умирая, возрождаться, и заново переживать один и тот же день. Выше уже упоминалась аллюзия на The Beatles в заголовке. И таких «игр с читателем» в «All you need is kill» немало, что несколько приподнимает книгу над уровнем простенького «легкого романа».
Роман Сикурадзаки вообще не для слабых умом: в системе с альфами, антеннами, передатчиками и прочим разберется далеко не каждый. Создатели фильма упростили задачу главного героя, сведя всё к яйцу, в котором смерть кощеева. Японского же Кирию ждет многолетняя борьба, заключенная во множество временных петель. Для победы Кирии придется убить и любимого человека. Эта трагичность судьбы главного героя резко контрастирует с голливудским хэппи-эндом фильма.
Если вы обращали внимание, то многие авторы, как зарубежные, так и отечественные, изначально закладывают в повествование «голливудские» моменты. Видимо, рассчитывая на будущую экранизацию. Труд писателя тяжел, низкооплачиваем, а фильм, снятый по мотивам, открывает дорогу к хорошим деньгам, шампанскому и черной икре на завтрак. Авторов можно осуждать, но большинство из них, как депутат Клинцевич, тоже хотят кушать (http://lenta.ru/news/2015/02/24/zarplata/).
Но, как показывает «Грань будущего», Голливуду, по большому счету, само произведение особо не важно. Голливуду нужна интересная идея, крепкий сюжет. А из них профессиональные сценаристы вылепят конфетку для массового зрителя: где надо упростят, где надо добавят слащавостей и сопелек, подведут все к счастливому финалу. Поэтому, уважаемые авторы, пишите сложно, пишите трагично, убивайте героев и будет вам и шампанское, и черная икра по утрам, и совесть останется чиста.
Многие зрители сравнивают «Грань будущего» с «Днем сурка». Конечно, это логично — в обоих произведениях герой вынужден раз за разом переживать один и тот же день. Однако, «День сурка» не имеет отношения к идее Сикурадкази. В послесловии японский автор признается, что обожает компьютерные игры. И если разобраться Кейдзи Кирия попадает в некое подобие стрелялки, в которой вынужден снова и снова проходить один и тот же уровень, каждый раз продвигаясь все дальше и дальше, каждый раз совершенствуя и оттачивая мастерство бойца.
Я давно уже не играю в компьютерные игры (времени нет), но помню, как в детстве нещадно рубился в Doom , Duke Nukem , Quake и Blood. И действительно, сыграв в один и тот же уровень с десяток раз, я уже знал, что там-то из-за угла выйдет зомби, в этом доме засели пара горгулей, с крыши спрыгнет гигансткий паук, а если спуститься в подвал, то есть шанс подстрелить демона. Совсем, как убийца-Кейдж.
И это рождает в головах молодого поколения совершенно иное ощущение войны: игры, в которой можно раз за разом сохраняться, возрождаться, идти от поражения к поражению, но, в конечном счете, к победе. Рождает поколение counter strik 'а. И его дети сотнями едут на Донбасс давить колорадов или на Ближний Восток, сражаться за истинный ислам. Но реальная жизнь — это не компьютерная игра, не глава из «All you need is kill» и несостоявшиеся Кейджи, в лучшем случае, возвращаются домой в цинковых гробах, а в худшем — остаются гнить в степях Новороссии или песках Месопотамии.
И это по-настоящему страшно.

Грань будущего: фантастический роман / Пер. С. В. Чепелевского, Г. Ю. Чепелевской. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014 - 255 с.

Другие мои рецензии




Tags: Книги, Литература, Рецензии, Фантастика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments